Выросла репка большая-пребольшая!
Дети, особенно городские, редко разделяют нашу страсть к садоводству. Но в наших силах привить эту любовь – так же, как к чтению книг
В детстве мы обожаем волшебные сказки. Слушая истории про гигантскую репку, волшебный боб до небес и тюльпан, из которого появилась Дюймовочка, дети готовы поверить в чудесную природу растений. Самое время эту уверенность поддержать!
Нет «правильного» возраста для того, чтобы начать работать в саду. Малыши любят помогать и выполнять взрослую работу – копать, помогать толкать тачку, поливать, кидать семена. Если дать им инструмент подходящего размера, они будут с радостью выполнять несложные упражнения и приучаться к работе в саду. Чтобы никто не мешал друг другу, следует выделить ребенку отдельное пространство – клумбу или грядку – где он сможет сажать собственные, только его цветы и зелень. Можно обозначить это место ярким знаком, чтобы упрочить чувство собственности и ответственности.
Помогите детям познакомиться с жизнью в саду. Покажите птичку, которая ест вредных жуков и червяков, пчел и насекомых, опыляющих цветы, лягушек и улиток, божью коровку, поедающую вредных тлей.
Вашими помощниками станут органы чувств:
Запах: нюхайте цветы и травы. Разотрите душистую веточку полыни, дайте ребенку понюхать розмарин или тимьян, пусть он ощутит аромат самых разных трав.
Вкус: для ребенка будет дополнительным удовольствием съесть овощ, который он только что сорвал с грядки. Промойте здесь же на улице чистой водой и дайте ребенку морковку или огурец, они покажутся значительно вкусней, чем дома. Горох прямо из стручка, свежая малина или клубника – дети обожают есть все это прямо с грядки.
Зрение: в саду столько всего можно увидеть. Разные оттенки цвета, мелкие насекомые и камушки, всего и не перечислить. Учите ребенка смотреть и видеть, замечать незначительные детали, быть может вы многое откроете и для себя тоже.
Слух: кроме пения птиц и жужжания насекомых можно привлечь внимание ребенка к шуму ветра в деревьях, шелесту травы, стрекотанию кузнечиков.
Осязание: дети любят хватать все подряд. Дайте им больше предметов для осязания — семена, бобы, цветы. А уж если вы разрешите им самостоятельно покопаться руками в земле, то это будет просто праздник. Самые смелые могут поймать червяка или кузнечика, главное – потом их отпустить. Попутно можно рассказывать про то, какую пользу или вред приносят те или иные насекомые.
Детей постарше тоже можно оторвать от компьютера при желании. Введите элемент соревнования и они станут усердными садоводами почище вас. Можно устроить конкурс на то, у кого вырастет самая большая тыква или морковь. Отлично подойдет вариант с посадкой подсолнуха, который можно вырастить в стаканчике, а потом пересадить в землю.
«Зеленое» воспитание – круглый год
Зима – время планирования. Можно вместе с ребенком просматривать каталоги с растениями, вырезать картинки из журналов и приклеивать их в альбом с идеями для вашего сада.
Весной можно начинать сажать. Пусть ребенок понаблюдает, как вы сажаете рассаду и помогает по мере сил. Объясняйте, что и зачем вы делаете.
Летом в саду полное раздолье. Сбор урожая, полив и прополка, мало ли какие дела найдутся у хорошего хозяина на участке. Покажите детям, как важно удалять сорняки с грядок или собирать гусениц, которые поедают листья.
Осень – время уборки урожая и посадки некоторых растений. Также можно мастерить кормушки для птиц на зиму.
Привив ребенку любовь к саду, вы получите не только верного помощника, но и надежного преемника!